Школьный музей «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Подвиг народа Руси в XIV веке» 08.12.2015

Школьный музей

«Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

Подвиг народа Руси в XIV веке»

Свидетельство № 16277 (музей зарегистрирован ГБОУ Городской методический центр Департамента образования г. Москвы протоколом от «27» апреля 2015 года).

Музей открыт 21 сентября 2001 года в День воинской славы России, посвященный победе русских полков под руководством Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года.

Экспозиция музея посвящена героической борьбе народа Руси в XIV веке за национальную независимость против монголо-татарского ига; подвигу русских ратников на Куликовом поле, которые в 1380 году под руководством выдающегося государственного деятеля и воина, Московского князя Дмитрия Донского разгромили войско золотоордынского хана. Раскрывается военно-стратегическое и политическое значение победы.

Многие экспонаты рассказывают о предпосылках победы, о жизни, труде, традициях и быте населения страны, вооружении воинов той эпохи. В экспозиции отражаются отдельные эпизоды жизни разных слоев населения: крестьян, ремесленников, служилых людей, бояр и князей.

Музейные материалы освещают отдельные страницы истории Русской Православной церкви, ее роль в развитии культуры Руси, духовно-нравственном воспитании народа, формировании российской государственности; деятельность Преподобного Сергия Радонежского, внесшего большой вклад в примирение русских князей и объединение их вокруг Москвы, в успех общенационального дела.

Даются портреты-жизнеописания выдающихся и малоизвестных участников событий того далекого времени. Среди них: князь Владимир Серпуховский, митрополит Московский Алексий, воевода Дмитрий Боброк-Волынец, воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя и многие другие.

Включенные в экспозицию материалы рассказывают об истоках героизма русского народа, раскрывают такие его черты, как патриотизм, мужество, верность своему долгу, любовь к земле и труду.

Центром экспозиции является Куликовская битва, победа в которой стала совместной победой всех сил Русской земли, значимым вкладом в реализацию идеи единения на основе создания национального государства и развития национальной культуры.

События XIV столетия рассматриваются как важнейший этап в истории Отечества; они корреспондируются с ключевыми событиями XIII – XV веков: от завоевания Руси монголо-татарами до падения ордынского ига. Прослеживается последующая связь времен, когда решались судьбы страны и народа: Куликовская битва – Отечественная война 1812 года – Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Основные разделы экспозиции:

  1. Русь XIII – XV веков.

Основные вехи истории.

  1. Куликовская битва. 1380 год.
  2. Дмитрий Донской – заступник Отечества.
  3. Сергий Радонежский – собиратель русской земли.
  4. Жизнь и быт населения Руси XIV века.
  5. Снаряжение воинов.
  6. Поля воинской славы России: Куликово – Бородино – Прохоровское.
  7. Подарки музею.
  8. Работа музея. На уроках.
  9. Внеклассные занятия. Экспедиции. Походы.
  10. Из педагогического опыта школы.

Значительная часть собранных материалов копийного характера: копии картин, фресок, документов, икон, макеты Куликовского сражения, Троице-Сергиева монастыря, копии снаряжения воинов, одежда различных слоев населения (большая часть их изготовлена учениками школы, членами различных кружков). В экспозицию включены также подлинники: церковная утварь и элементы церковного облачения, фрагменты изразцов несохранившихся гражданских и церковных строений, земля с Куликова поля и других исторических мест, альбомы и книги с дарственными надписями авторов. Часть предметов передана в дар музею учениками школы и их родителями, отдельными лицами и общественными организациями.

В основной и вспомогательный фонды, таким образом, вошли следующие материалы:

- изобразительные и художественно-изобразительные: карты, фотографии, репродукции с картин, копии рисунков и т.д.;

- письменные: рукописные и печатные материалы;

- вещевые: макеты оружия и снаряжения, предметы быта, церковной утвари и др.;

- звукозаписи, включая грампластинки и магнитофонные ленты;

- киноисточники, в том числе видеофильмы, хроникально-документальные, художественные и учебные.

В сборе, исследовании и экспонировании материалов принимали и принимают участие ученики, педагоги и родители, представители общественности. Совершены экскурсионно-исследовательские поездки на Куликово поле, экспедиции в Подмосковье и Смоленскую область. Предстоят новые экскурсии и походы по маршруту движения и сбора русских войск в 1380 году, по местам, связанным с жизнью и деятельностью Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, других участников событий того времени (Троице-Сергиев монастырь, Коломна, Дмитров, Радонеж и др.).

Будет продолжена работа учащихся и педагогов в музеях, архивохранилищах и библиотеках: Государственном историческом музее, Музее истории города Москвы, в краеведческих музеях Рязани, Коломны, Серпухова и других городов, Российском государственном архиве древних актов, Государственной публичной исторической библиотеке России, в библиотеке и архивном кабинете Московской духовной академии (г. Сергиев Посад).

Одна из важных составляющих музея – библиотека с учебной, научной (в том числе справочно-энциклопедической), мемуарной, художественной и методической литературой по теме музея.

В процессе создания и работы музея сформирован его актив: юные исследователи-следопыты, хранители фондов, экскурсоводы.

Материалы музея, в том числе не включенные в экспозицию, предполагается широко использовать для проведения урочных и внеклассных занятий по истории, обществознанию, литературе, географии, мировой художественной культуре и другим предметам, факультативных курсов «Из истории религии» и др., уроков патриотизма и мужества, классных часов. Музейные материалы также используются для подготовки сообщений, докладов и рефератов к урокам, кружковым, факультативным и семинарским занятиям, конференциям для подготовки сочинений по литературе.